Железнодорожный дивизион
FESCO является одним из крупных операторов подвижного состава в России с собственной технической и ремонтной базой для обслуживания вагонного парка. Железнодорожный дивизион предлагает широкий спектр транспортно-логистических услуг, в том числе услуги по транспортировке генеральных грузов в крытых вагонах, услуги по предоставлению собственного подвижного состава под перевозки грузов по России, странам СНГ и Балтии, услуги по сдаче в аренду локомотивов, услуги сети сухих терминалов в Томске, Хабаровске и Новосибирске. В 2019 году дивизион также занимался транспортировкой зерна в специализированных хопперах-зерновозах.
В 2019 году погрузка на сети ОАО «РЖД» уменьшилась на 0,9 % и составила 1,28 млн т. Снижение объемов началось в середине 2019 года в связи с уменьшением погрузки черных металлов и зерна, снижением цен на российский уголь и увеличением доли транспортировки нефтепродуктов через трубопровод. Грузооборот (ткм) железнодорожного транспорта вырос на 0,2 % за счет изменения логистических цепей (увеличения дальности рейса).
Крытые вагоны
Крытые вагоны являются универсальным подвижным составом и пригодны для перевозки самой широкой номенклатуры грузов.
На рынке перевозок в крытых вагонах заметны следующие тенденции:
- уменьшение коэффициента порожнего пробега;
- увеличение числа грузоотправителей, привлекающих к перевозке крытые вагоны (рост на 19 % в 2019 году);
- увеличение парка моделей крытых вагонов, обладающих большей вместимостью (158 куб. м) в структуре грузовой базы вагонов. Основные модели крытых вагонов обладают вместимостью 120, 138 или 158 куб. м. Ввиду равной грузоподъемности и структуры грузовой базы большим спросом пользуются те вагоны, которые способны перевезти большее по объему количество груза;
- улучшение оборачиваемости крытых вагонов на 7 % за счет совершенствования логистических схем и увеличения доли маршрутных отправок;
- переход грузов из полувагонов в крытые вагоны. Ввиду высокой востребованности полувагонов под перевозками угля часть грузоотправителей перешла на отправки в крытых вагонах. Это касается перевозок мела, гипсовых плит и кирпича. На фоне сохранения перехода к профициту полувагонов может возникнуть обратная ситуация;
- изменение нормативов и тарифной политики. В конце 2019 года ОАО «РЖД» совместно с Союзом операторов железнодорожного транспорта выступило за унификацию тарифов на порожний пробег крытых вагонов и также одобрило перевозки отдельных пищевых грузов в универсальном подвижном составе.
География перевозок в крытых вагонах сильно не изменилась – 53 % объемов перевозится во внутрироссийском сообщении, 33 % отправляется на экспорт (преимущественно в страны СНГ), 9 % приходится на импорт, 5 % – на транзит.
Отмечен рост спроса на производство подвижного состава, несмотря на снижение объемов погрузки. За 12 месяцев было произведено более 3 тыс. крытых вагонов большого объема, и на рынок оперирования крытыми вагонами вышли более 10 новых компаний. По итогам года с учетом продажи вагонов в страны СНГ и списания по истечении срока службы парк вагонов увеличился на 1 %, а вместимость – на 2 %, почти до 7 тыс. куб. м.
Общее снижение объемов перевозок не повлияло на доходность перевозок в крытых вагонах, поскольку отдельные крупные грузоотправители испытывали дефицит вагонов под погрузку в различных локациях и вынуждены были привлекать вагоны в аренду. Ставка аренды на протяжении всего года была на высоком уровне: среднее значение по расчетам Компании составило более 1,8 тыс. руб. в сутки, что выше уровня предыдущего года на 26 %. Высокий уровень ставок также поддерживается ожиданиями списания до 35 % текущего парка крытых вагонов до 2027 года.
Хопперы-зерновозы
Объем перевозок в хопперах-зерновозах снизился, что привело к профициту вагонов и их использованию в непрофильных целях.
Объем перевозок
Погрузка сократилась до 44 млн т (-2 %) из-за уменьшения объема экспорта пшеницы на 3,5 млн т. Уменьшение связано с изменением цен на российское зерно на международном рынке и, как следствие, с переносом основного объема погрузки урожая сезона-2020/2019 на первый квартал 2020 года.
По состоянию на начало 2019 года на рынке оперировало около 45,3 тыс. вагонов. Резко возрос спрос на новые хопперы-зерновозы, так как срок службы 13 тыс. вагонов истекает в течение ближайших трех лет. За год операторам было поставлено более 8,6 тыс. новых вагонов. На конец года численность вагонов с учетом списаний увеличилась на 10,3 % и достигла 49,9 тыс. вагонов.
Консолидация рынка хопперов-зерновозов – основной тренд 2019 года. Пять крупнейших компаний увеличили количество вагонов до 38,7 тыс., что составляет 76 рынка в 2019 году (на крупнейшего из которых приходится 50 % рынка).
Использование зерновозов в непрофильных целях
Профицит зерновозов в 2019 году привел к тому, что специализированные вагоны для перевозки зерна подают под погрузку непрофильных грузов (цемента, химических и минеральных удобрений). Как правило, это вагоны с истекающим сроком службы. Доля таких вагонов в 2019 году увеличилась на 9 %, до 34 % парка.
В Железнодорожный дивизион входят собственники и операторы подвижного состава: Трансгарант, Русская тройка и Транс-Грейн100%-я доля Транс-Грейн продана в феврале 2020 года., а также АО «Стройоптторг» (сухой терминал в Хабаровске) и ООО «ТГ Терминал».
Железнодорожный дивизион работает с несколькими видами целевого подвижного состава: фитинговые платформы для перевозки контейнеров, специализированные хопперы-зерновозыПарк хопперов-зерновозов реализован в 2020 году. и универсальные крытые вагоны.
Показатель, ед. | 31.12.2016 | 31.12.2017 | 31.12.2018 | 31.12.2019 |
---|---|---|---|---|
Фитинговые платформы | 3 593 | 4 457 | 5 593 | 6 296Парк хопперов-зерновозов реализован в 2020 году. |
Зерновозы | – | 2 931 | 4 069 | 4 203 |
Крытые вагоны | 1 639 | 1 515 | 1 244 | 2 047 |
Прочие | 1 333 | 381 | 300 | 177 |
Полувагоны | 6 248 | 2 109 | 709 | – |
Окатышевозы | 1 698 | 1 576 | 10 | – |
FESCO занимает второе место на рынке по количеству фитинговых платформ в оперировании. Доля FESCO по численности крытых вагонов и хопперов-зерновозов на рынке составляет 4 и 8 % соответственно.
В 2019 году завершилась двухлетняя масштабная программа свопа, в результате которой все прочие виды подвижного состава (кроме фитинговых платформ, зерновозов и крытых вагонов) были отнесены к непрофильным активам. Было реализовано более 6 тыс. полувагонов, более 1,5 тыс. окатышевозов и более 1 тыс. прочих единиц подвижного состава. Реализация позволила Компании приобрести на вторичном рынке фитинговые платформы и крытые вагоны, построить новые вагоны, в том числе инновационные модели с повышенной грузоподъемностью и увеличенными сроками межремонтных пробегов, а также приобрести контрольный пакет акций Русской тройки. Парк фитинговых платформ увеличился на 703 единицы (в том числе на 450 единиц за счет лизинга), парк крытых вагонов – на 803 единицы. Всего по состоянию на 31 декабря 2019 года подвижной состав в оперировании Железнодорожного дивизиона насчитывал 12 723 единицы.
Зерновой сегмент
В 2019 году FESCO приняла решение о выходе из сегмента перевозок зерновых грузов через продажу Транс-Грейн и имеющегося парка хопперов-зерновозов в связи с ухудшением макроэкономических показателей в первой половине 2019 года, которое было вызвано профицитом парка зерновозов на сети ОАО «РЖД» и тенденциями к консолидации отрасли. На момент принятия решения подвижной состав хопперов-зерновозов состоял из 4 203 единиц. Из них 2 338 вагонов находились в лизинге. В 2019 году был заключен предварительный договор купли-продажи зернового бизнеса с намерением завершить сделку в 2020 году и направить средства от продажи на снижение долговой нагрузки FESCO и инвестиции в профильные активы и в цифровые технологии для повышения качества сервиса.
Сухие терминалы
В состав активов Железнодорожного дивизиона входят сухие контейнерные терминалы в Хабаровске, Новосибирске и Томске, которые являются ключевыми звеньями интермодальной транспортной цепочки FESCO.
Терминалы | Новосибирск | Хабаровск | Томск |
---|---|---|---|
Общая площадь, га | 15,7 | 9,2 | 0,6 |
Площадь под хранение контейнеров, га | 1,7 | 1,6 | 0,6 |
Емкость единовременного хранения, TEU | 1 300 | 2 350 | 800 |
Пропускная способность в год, TEU | 90 000 | 54 000 | 12 960 |
Перевалка контейнеров в 2019 году, TEU | 72 822 | 35 927 | 8 730 |
Новосибирский терминал расположен в непосредственной близости от ст. Новосибирск-Восточный, имеет три железнодорожные линии. В 2019 году на терминале введена в эксплуатацию дополнительная бетонированная площадка, что позволило увеличить емкость хранения и «фронт» одновременной подачи до 71 условного вагона (ранее – 57 условных вагонов). Так, объем обработки крупнотоннажных контейнеров вырос на 9 %. На терминале имеется развитая сеть собственных железнодорожных путей и шесть собственных маневровых локомотивов. Терминал обслуживает экспортные контейнерные поезда из Новосибирска и регулярные шаттлы FESCO Новосибирск – Хабаровск. Путевое хозяйство терминала обеспечивает бесперебойную подачу угля на ТЭЦ № 4.
Хабаровский терминал является одним из крупнейших логистических центров в Дальневосточном регионе и единственным комплексом, объединяющим на своей территории услуги складской логистики, экспедирования и контейнерного терминала. Комплекс расположен на территории 9,3 га. Терминал находится в непосредственной близости от федеральной автотрассы Владивосток – Хабаровск, имеет выход к р. Амур и примыкает к ст. Красная речка. В 2019 году терминал развивал новые направления по обработке и экспедированию контейнеров на экспорт и переработке рефрижераторных контейнеров, что позволило увеличить объем обработки контейнеров на 5 %, а вагонооборот – на 9 %. Благодаря привлечению новых клиентов объемы автоперевозок и экспедирования увеличились на 24 %, до 4 934 TEU против 3 968 TEU в 2018 году.
Томский терминал расположен на территории ООО «Томскнефтехим» (дочерней организации ПАО «СИБУР Холдинг»). Через терминал проходят подъездные пути протяженностью 305 м, которые обеспечивают примыкание терминала к Транссибу (ст. Копылово). Терминал обрабатывает грузы в рамках партнерства с компанией «Томскнефтехим», которая поставляет полипропилен и полиэтилен высокого давления на рынки Российской Федерации, ближнего и дальнего зарубежья. Терминал модернизировал спредер и освоил работу с танк-контейнерами. Кроме того, терминал осуществляет сварочные работы по ремонту контейнеров.
Железнодорожный дивизион оперирует парком универсальных крытых вагонов и специализированными хопперами-зерновозами, оказывает транспортно-экспедиционные услуги, услуги диспетчеризации и продвижения (круглосуточный мониторинг перемещения вагонов по сети), а также услуги по технологии собственных поездных формирований, предоставляет локомотивный парк в аренду и инфраструктуру под отстой вагонов. Для соблюдения высокого уровня качества перевозок Железнодорожный дивизион имеет шесть представительств в ключевых регионах присутствия грузовой базы: в Москве и Московской области, Приморском крае, Челябинской области, Иркутской области и Республике Коми.
Железнодорожный дивизион наращивает парк фитинговых платформ в целях интеграции активов FESCO и компетенций других дивизионов. Дивизион обеспечивает техническую пригодность парка и надлежащее содержание вагонов, оптимизирует затраты на ремонт вагонов и сроки проведения ремонта за счет установки собственных запасных частей и колесных пар.
Железнодорожный дивизион обеспечивает содержание и развитие инфраструктуры сети сухих терминалов в Томске, Хабаровске и Новосибирске, оказывает услуги контейнерных терминалов, включая прием и отправку контейнеров, погрузку и крепление груза в контейнере, обрешетку, услуги складской логистики и ответственного хранения.
Железнодорожный дивизион работает с широким кругом клиентов благодаря использованию универсального парка крытых вагонов, а также хоппер-зерновозов.
Крупнейшие заказчики в 2019 году:
- предприятия металлургической отрасли и переработки полезных ископаемых: АО «АрселорМиттал Темиртау», ОАО «ННК»;
- предприятия строительного комплекса: АО «Себряковцемент», ОАО «Новоросцемент»;
- предприятия нефтехимической отрасли: ПАО «Нижнекамскнефтехим», ПАО «СИБУР Холдинг», ОАО «Кучуксульфат»;
- предприятия лесоперерабатывающей промышленности: SWISS TIMBER INTERNATIONAL, АО «Монди Сыктывкарский ЛПК»;
- предприятия сельскохозяйственной и пищевой отрасли: ООО «ОЗК-ЮГ», ООО «Компания Луис Дрейфус Восток», ООО «ТД «РИФ», АО «Астон».
В 2019 году объем железнодорожных контейнерных перевозок в результате увеличения парка фитинговых платформ вырос на 14 %, до 388 тыс. TEU против 340 тыс. TEU в 2018 году.
Вагоноотправки в крытых вагонах увеличились на 15 %, до 16 372 единиц. Благодаря развитию новых направлений доходность перевозок в крытых вагонах увеличилась на 17 % относительно 2018 года.
Показатель | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | Изменение 2019/2018, % |
---|---|---|---|---|---|
Подвижной состав, ед. | 14 511 | 12 969 | 11 925 | 12 723 | 7 |
Вагоноотправки в крытых вагонах, ед. | 17 975 | 20 179 | 14 231 | 16 372 | 15 |
Железнодорожные контейнерные перевозки, тыс. TEU | 191 | 270 | 340 | 388 | 14 |