Железнодорожный дивизион

Железнодорожный дивизион

FESCO является одним из крупных операторов подвижного состава в России с собственной технической и ремонтной базой для обслуживания вагонного парка. Железнодорожный дивизион предлагает широкий спектр транспортно-логистических услуг, в том числе услуги по транспортировке генеральных грузов в крытых вагонах, услуги по предоставлению собственного подвижного состава под перевозки грузов по России, странам СНГ и Балтии, услуги по сдаче в аренду локомотивов, услуги сети сухих терминалов в Томске, Хабаровске и Новосибирске. В 2019 году дивизион также занимался транспортировкой зерна в специализированных хопперах-зерновозах.

Обзор рынка

В 2019 году погрузка на сети ОАО «РЖД» уменьшилась на 0,9 % и составила 1,28 млн т. Снижение объемов началось в середине 2019 года в связи с уменьшением погрузки черных металлов и зерна, снижением цен на российский уголь и увеличением доли транспортировки нефтепродуктов через трубопровод. Грузооборот (ткм) железнодорожного транспорта вырос на 0,2 % за счет изменения логистических цепей (увеличения дальности рейса).

Крытые вагоны

Крытые вагоны являются универсальным подвижным составом и пригодны для перевозки самой широкой номенклатуры грузов.

Структура перевозимых грузов в крытых вагонах на сети ОАО «РЖД» в 2019 году, %
Структура перевозимых грузов в крытых вагонах на сети ОАО «РЖД» в 2019 году, %
Источник: данные ОАО «РЖД».

На рынке перевозок в крытых вагонах заметны следующие тенденции:

  • уменьшение коэффициента порожнего пробега;
  • увеличение числа грузоотправителей, привлекающих к перевозке крытые вагоны (рост на 19 % в 2019 году);
  • увеличение парка моделей крытых вагонов, обладающих большей вместимостью (158 куб. м) в структуре грузовой базы вагонов. Основные модели крытых вагонов обладают вместимостью 120, 138 или 158 куб. м. Ввиду равной грузоподъемности и структуры грузовой базы большим спросом пользуются те вагоны, которые способны перевезти большее по объему количество груза;
  • улучшение оборачиваемости крытых вагонов на 7 % за счет совершенствования логистических схем и увеличения доли маршрутных отправок;
  • переход грузов из полувагонов в крытые вагоны. Ввиду высокой востребованности полувагонов под перевозками угля часть грузоотправителей перешла на отправки в крытых вагонах. Это касается перевозок мела, гипсовых плит и кирпича. На фоне сохранения перехода к профициту полувагонов может возникнуть обратная ситуация;
  • изменение нормативов и тарифной политики. В конце 2019 года ОАО «РЖД» совместно с Союзом операторов железнодорожного транспорта выступило за унификацию тарифов на порожний пробег крытых вагонов и также одобрило перевозки отдельных пищевых грузов в универсальном подвижном составе.

География перевозок в крытых вагонах сильно не изменилась – 53 % объемов перевозится во внутрироссийском сообщении, 33 % отправляется на экспорт (преимущественно в страны СНГ), 9 % приходится на импорт, 5 % – на транзит.

Отмечен рост спроса на производство подвижного состава, несмотря на снижение объемов погрузки. За 12 месяцев было произведено более 3 тыс. крытых вагонов большого объема, и на рынок оперирования крытыми вагонами вышли более 10 новых компаний. По итогам года с учетом продажи вагонов в страны СНГ и списания по истечении срока службы парк вагонов увеличился на 1 %, а вместимость – на 2 %, почти до 7 тыс. куб. м.

Общее снижение объемов перевозок не повлияло на доходность перевозок в крытых вагонах, поскольку отдельные крупные грузоотправители испытывали дефицит вагонов под погрузку в различных локациях и вынуждены были привлекать вагоны в аренду. Ставка аренды на протяжении всего года была на высоком уровне: среднее значение по расчетам Компании составило более 1,8 тыс. руб. в сутки, что выше уровня предыдущего года на 26 %. Высокий уровень ставок также поддерживается ожиданиями списания до 35 % текущего парка крытых вагонов до 2027 года.

Хопперы-зерновозы

Объем перевозок в хопперах-зерновозах снизился, что привело к профициту вагонов и их использованию в непрофильных целях.

Объем перевозок

Погрузка сократилась до 44 млн т (-2 %) из-за уменьшения объема экспорта пшеницы на 3,5 млн т. Уменьшение связано с изменением цен на российское зерно на международном рынке и, как следствие, с переносом основного объема погрузки урожая сезона-2020/2019 на первый квартал 2020 года.

По состоянию на начало 2019 года на рынке оперировало около 45,3 тыс. вагонов. Резко возрос спрос на новые хопперы-зерновозы, так как срок службы 13 тыс. вагонов истекает в течение ближайших трех лет. За год операторам было поставлено более 8,6 тыс. новых вагонов. На конец года численность вагонов с учетом списаний увеличилась на 10,3 % и достигла 49,9 тыс. вагонов.

Консолидация рынка хопперов-зерновозов – основной тренд 2019 года. Пять крупнейших компаний увеличили количество вагонов до 38,7 тыс., что составляет 76 рынка в 2019 году (на крупнейшего из которых приходится 50 % рынка).

Использование зерновозов в непрофильных целях

Профицит зерновозов в 2019 году привел к тому, что специализированные вагоны для перевозки зерна подают под погрузку непрофильных грузов (цемента, химических и минеральных удобрений). Как правило, это вагоны с истекающим сроком службы. Доля таких вагонов в 2019 году увеличилась на 9 %, до 34 % парка.

Активы

В Железнодорожный дивизион входят собственники и операторы подвижного состава: Трансгарант, Русская тройка и Транс-Грейн100%-я доля Транс-Грейн продана в феврале 2020 года., а также АО «Стройоптторг» (сухой терминал в Хабаровске) и ООО «ТГ Терминал».

Железнодорожный дивизион работает с несколькими видами целевого подвижного состава: фитинговые платформы для перевозки контейнеров, специализированные хопперы-зерновозыПарк хопперов-зерновозов реализован в 2020 году. и универсальные крытые вагоны.

Структура парка подвижного состава в управлении
Показатель, ед. 31.12.2016 31.12.2017 31.12.2018 31.12.2019
Фитинговые платформы 3 593 4 457 5 593 6 296Парк хопперов-зерновозов реализован в 2020 году.
Зерновозы 2 931 4 069 4 203
Крытые вагоны 1 639 1 515 1 244 2 047
Прочие 1 333 381 300 177
Полувагоны 6 248 2 109 709
Окатышевозы 1 698 1 576 10
Источник: данные Компании.

FESCO занимает второе место на рынке по количеству фитинговых платформ в оперировании. Доля FESCO по численности крытых вагонов и хопперов-зерновозов на рынке составляет 4 и 8 % соответственно.

В 2019 году завершилась двухлетняя масштабная программа свопа, в результате которой все прочие виды подвижного состава (кроме фитинговых платформ, зерновозов и крытых вагонов) были отнесены к непрофильным активам. Было реализовано более 6 тыс. полувагонов, более 1,5 тыс. окатышевозов и более 1 тыс. прочих единиц подвижного состава. Реализация позволила Компании приобрести на вторичном рынке фитинговые платформы и крытые вагоны, построить новые вагоны, в том числе инновационные модели с повышенной грузоподъемностью и увеличенными сроками межремонтных пробегов, а также приобрести контрольный пакет акций Русской тройки. Парк фитинговых платформ увеличился на 703 единицы (в том числе на 450 единиц за счет лизинга), парк крытых вагонов – на 803 единицы. Всего по состоянию на 31 декабря 2019 года подвижной состав в оперировании Железнодорожного дивизиона насчитывал 12 723 единицы.

Зерновой сегмент

В 2019 году FESCO приняла решение о выходе из сегмента перевозок зерновых грузов через продажу Транс-Грейн и имеющегося парка хопперов-зерновозов в связи с ухудшением макроэкономических показателей в первой половине 2019 года, которое было вызвано профицитом парка зерновозов на сети ОАО «РЖД» и тенденциями к консолидации отрасли. На момент принятия решения подвижной состав хопперов-зерновозов состоял из 4 203 единиц. Из них 2 338 вагонов находились в лизинге. В 2019 году был заключен предварительный договор купли-продажи зернового бизнеса с намерением завершить сделку в 2020 году и направить средства от продажи на снижение долговой нагрузки FESCO и инвестиции в профильные активы и в цифровые технологии для повышения качества сервиса.

Сухие терминалы

В состав активов Железнодорожного дивизиона входят сухие контейнерные терминалы в Хабаровске, Новосибирске и Томске, которые являются ключевыми звеньями интермодальной транспортной цепочки FESCO.

Основные параметры сухих терминалов FESCO
Терминалы Новосибирск Хабаровск Томск
Общая площадь, га 15,7 9,2 0,6
Площадь под хранение контейнеров, га 1,7 1,6 0,6
Емкость единовременного хранения, TEU 1 300 2 350 800
Пропускная способность в год, TEU 90 000 54 000 12 960
Перевалка контейнеров в 2019 году, TEU 72 822 35 927 8 730
Источник: данные Компании.

Новосибирский терминал расположен в непосредственной близости от ст. Новосибирск-Восточный, имеет три железнодорожные линии. В 2019 году на терминале введена в эксплуатацию дополнительная бетонированная площадка, что позволило увеличить емкость хранения и «фронт» одновременной подачи до 71 условного вагона (ранее – 57 условных вагонов). Так, объем обработки крупнотоннажных контейнеров вырос на 9 %. На терминале имеется развитая сеть собственных железнодорожных путей и шесть собственных маневровых локомотивов. Терминал обслуживает экспортные контейнерные поезда из Новосибирска и регулярные шаттлы FESCO Новосибирск – Хабаровск. Путевое хозяйство терминала обеспечивает бесперебойную подачу угля на ТЭЦ № 4.

Хабаровский терминал является одним из крупнейших логистических центров в Дальневосточном регионе и единственным комплексом, объединяющим на своей территории услуги складской логистики, экспедирования и контейнерного терминала. Комплекс расположен на территории 9,3 га. Терминал находится в непосредственной близости от федеральной автотрассы Владивосток – Хабаровск, имеет выход к р. Амур и примыкает к ст. Красная речка. В 2019 году терминал развивал новые направления по обработке и экспедированию контейнеров на экспорт и переработке рефрижераторных контейнеров, что позволило увеличить объем обработки контейнеров на 5 %, а вагонооборот – на 9 %. Благодаря привлечению новых клиентов объемы автоперевозок и экспедирования увеличились на 24 %, до 4 934 TEU против 3 968 TEU в 2018 году.

Томский терминал расположен на территории ООО «Томскнефтехим» (дочерней организации ПАО «СИБУР Холдинг»). Через терминал проходят подъездные пути протяженностью 305 м, которые обеспечивают примыкание терминала к Транссибу (ст. Копылово). Терминал обрабатывает грузы в рамках партнерства с компанией «Томскнефтехим», которая поставляет полипропилен и полиэтилен высокого давления на рынки Российской Федерации, ближнего и дальнего зарубежья. Терминал модернизировал спредер и освоил работу с танк-контейнерами. Кроме того, терминал осуществляет сварочные работы по ремонту контейнеров.

Объем обработки контейнеров за 2017–2019 годы, тыс. TEU
Объем обработки контейнеров за 2017–2019 годы, тыс. TEU
Источник: данные Компании.
Услуги

Железнодорожный дивизион оперирует парком универсальных крытых вагонов и специализированными хопперами-зерновозами, оказывает транспортно-экспедиционные услуги, услуги диспетчеризации и продвижения (круглосуточный мониторинг перемещения вагонов по сети), а также услуги по технологии собственных поездных формирований, предоставляет локомотивный парк в аренду и инфраструктуру под отстой вагонов. Для соблюдения высокого уровня качества перевозок Железнодорожный дивизион имеет шесть представительств в ключевых регионах присутствия грузовой базы: в Москве и Московской области, Приморском крае, Челябинской области, Иркутской области и Республике Коми.

Железнодорожный дивизион наращивает парк фитинговых платформ в целях интеграции активов FESCO и компетенций других дивизионов. Дивизион обеспечивает техническую пригодность парка и надлежащее содержание вагонов, оптимизирует затраты на ремонт вагонов и сроки проведения ремонта за счет установки собственных запасных частей и колесных пар.

Железнодорожный дивизион обеспечивает содержание и развитие инфраструктуры сети сухих терминалов в Томске, Хабаровске и Новосибирске, оказывает услуги контейнерных терминалов, включая прием и отправку контейнеров, погрузку и крепление груза в контейнере, обрешетку, услуги складской логистики и ответственного хранения.

Клиенты

Железнодорожный дивизион работает с широким кругом клиентов благодаря использованию универсального парка крытых вагонов, а также хоппер-зерновозов.

Крупнейшие заказчики в 2019 году:

  • предприятия металлургической отрасли и переработки полезных ископаемых: АО «АрселорМиттал Темиртау», ОАО «ННК»;
  • предприятия строительного комплекса: АО «Себряковцемент», ОАО «Новоросцемент»;
  • предприятия нефтехимической отрасли: ПАО «Нижнекамскнефтехим», ПАО «СИБУР Холдинг», ОАО «Кучуксульфат»;
  • предприятия лесоперерабатывающей промышленности: SWISS TIMBER INTERNATIONAL, АО «Монди Сыктывкарский ЛПК»;
  • предприятия сельскохозяйственной и пищевой отрасли: ООО «ОЗК-ЮГ», ООО «Компания Луис Дрейфус Восток», ООО «ТД «РИФ», АО «Астон».
Структура грузов, перевезенных в 2019 году по видам, %
Структура грузов, перевезенных в 2019 году по видам, %
Источник: данные Компании.
Операционная деятельность

В 2019 году объем железнодорожных контейнерных перевозок в результате увеличения парка фитинговых платформ вырос на 14 %, до 388 тыс. TEU против 340 тыс. TEU в 2018 году.

Вагоноотправки в крытых вагонах увеличились на 15 %, до 16 372 единиц. Благодаря развитию новых направлений доходность перевозок в крытых вагонах увеличилась на 17 % относительно 2018 года.

Погрузка крытых вагонов, ед.
Погрузка крытых вагонов, ед.
Доходность крытых вагонов, руб. / раб. ваг.-сут.
Погрузка крытых вагонов, ед.
Основные операционные показатели Железнодорожного дивизиона
Показатель 2016 2017 2018 2019 Изменение 2019/2018, %
Подвижной состав, ед. 14 511 12 969 11 925 12 723 7
Вагоноотправки в крытых вагонах, ед. 17 975 20 179 14 231 16 372 15
Железнодорожные контейнерные перевозки, тыс. TEU 191 270 340 388 14