Анализ финансовых результатов

Финансовые результаты
Показатель, млн руб. 2018 2019 Динамика, %
Выручка 56 993 56 673 (1)
EBITDA 10 572 12 231 16
EBITDA margin 19 % 22 % 3 п. п.
Capex 5 304 3 838 (28)
Выручка
Показатель, млн руб. 2018 2019 Динамика,%
Портовый дивизион 13 121 15 409 17
Железнодорожный дивизион 11 791 8 232 (30)
Линейно-лoгистический дивизион 35 875 37 944 6
Морской дивизион 2 767 3 245 17
Бункеровочный дивизион 1 018 1 191 17
Элиминация (7 579) (9 348) 23
Группа FESCO 56 993 56 673 (1)

Консолидированная выручка FESCO в 2019 году осталась на уровне, близком к 2018 году, и составила 56 673 млн руб. против 56 993 млн руб. в 2018 году. Все дивизионы, за исключением Железнодорожного, продемонстрировали рост выручки год к году. Снижение выручки Железнодорожного дивизиона объясняется ухудшением конъюнктуры на рынке перевозок зерновых грузов и реализацией мер по выходу из этого сегмента бизнеса.

Выручка Портового дивизиона в 2019 году увеличилась на 17 %, или на 2 288 млн руб., и составила 15 409 млн руб., в сравнении с 13 121 млн руб. в 2018 году. Главным драйвером роста являлся рост грузооборота контейнерных грузов в импортном и экспортном направлениях (на 17 %), а также изменение ставок, структуры грузов и рост грузооборота по генеральным грузам (на 5 %), рост грузооборота по средствам транспорта (на 28 %) и рост грузооборота нефтепродуктов (на 5 %).

Слабая конъюнктура на рынке перевозок зерна повлияла на снижение выручки Железнодорожного дивизиона на 30 %, или 3 559 млн руб., до 8 232 млн руб. В то же время выручка по профильному парку, который включает в себя фитинговые платформы и крытые вагоны, выросла на 46 % за счет как расширения парка, так и новых направлений перевозок в крытых вагонах.

Выручка Линейно-логистического дивизиона увеличилась на 2 069 млн руб., или на 6 %, по сравнению с предыдущим годом благодаря увеличению объемов перевозок, которые, в свою очередь, выросли в результате повышения качества оказываемых услуг и развития новых направлений.

Выручка Морского дивизиона увеличилась на 17 %, или на 478 млн руб., преимущественно за счет выполнения рейсовых чартеров: антарктической экспедиции, работы по контракту с Минобороны России, – а также за счет роста ставок после обновления флота.

Производственные расходы
Показатель, млн руб. 2018 2019 Динамика, %
Портовый дивизион 5 618 6 753 20
Железнодорожный дивизион 6 758 3 788 (44)
Линейно-лoгистический дивизион 31 934 32 834 3
Морской дивизион 1 944 2 180 12
Бункеровочный дивизион 960 1 140 19
Элиминация (7 579) (9 415) 24
Группа FESCO 39 634 37 279 (6)

Производственные расходы FESCO составили 37 279 млн руб. по сравнению с 39 634 млн руб. в 2018 году. Сокращение расходов на 6 % связано со снижением объемов перевозки зерна.

Производственные расходы Портового дивизиона увеличились на 20 %, или на 1 135 млн, главным образом в результате роста переменных расходов дивизиона в связи с увеличением грузооборота и с увеличением расходов на ремонт и техническое обслуживание.

Производственные расходы Железнодорожного дивизиона сократились на 44 %, или на 2 970 млн, из-за падения объемов перевозок в зерновом сегменте.

Производственные расходы Линейно-логистического дивизиона увеличились на 3 %, или на 900 млн, из-за роста объема перевозок и, как следствие, роста затрат по железнодорожному тарифу, на терминальные операции и на автоперевозки. Кроме того, возросли внутригрупповые расходы по аренде фитинговых платформ из-за увеличения парка платформ и роста ставок на их аренду.

Производственные расходы Морского дивизиона увеличились на 12 %, или на 236 млн, главным образом за счет большего количества рейсовых чартеров: антарктической экспедиции и работы по контракту с Минобороны России.

Валовая прибыль

Валовая прибыль Группы составила 19 394 млн руб. против 17 359 млн руб. в 2018 году.

Административные расходы
Показатель, млн руб. 2018 2019 Динамика, %
Заработная плата и прочие расходы на персонал 4 901 5 028 3
Профессиональные услуги 610 642 5
Аренда офисных помещений 333 347 4
Прочие административные расходы 1 139 1 323 16
Итого административные расходы 6 983 7 341 5

Административные расходы FESCO увеличились на 5 %, до 7 341 млн руб. против 6 983 млн руб. в 2018 году, главным образом за счет роста расходов на оплату труда и грейдинга персонала.

EBITDA
Показатель, млн руб. 2018 2019 Динамика, %
Портовый дивизион 5 889 6 787 15
Железнодорожный дивизион 4 094 3 596 (12)
Линейно-лoгистический дивизион 1 259 2 309 83
Морской дивизион 664 776 17
Бункеровочный дивизион 36 83 131
Внедивизиональная группа (1 372) (1 319) 4
Группа FESCO 10 572 12 231 16
EBITDA margin
Показатель, % 2018 2019 Динамика, п. п.
Портовый дивизион 45 44 (1)
Железнодорожный дивизион 35 44 9
Линейно-лoгистический дивизион 4 6 2
Морской дивизион 24 24 0
Бункеровочный дивизион 4 7 3
Группа FESCO 19 22 3

Консолидированный показатель EBITDA увеличился на 16 % и составил 12 231 млн руб. против 10 572 млн руб. в 2018 году. Рентабельность по EBITDA увеличилась на 3 п.п. и составила 22 % против 19 % в 2018 году. Основной вклад в увеличение показателя внесли Линейно-логистический и Портовый дивизионы.

Показатель EBITDA Портового дивизиона увеличился на 898 млн руб. или на 15 %. Основным драйвером стал рост рынка в 2019 году и, как следствие, рост объема перевалки по всем видам грузов. Благодаря активной коммерческой работе Портового дивизиона темпы роста перевалки контейнеров значительно обгоняли рост рынка, что привело к увеличению доли FESCO на рынке перевалки контейнеров на Дальнем Востоке России до рекордных 44 %.

Показатель EBITDA Железнодорожного дивизиона снизился на 12 %, или на 498 млн, по сравнению с 2018 годом. Производительность дивизиона находилась под давлением негативных тенденций на рынке железнодорожных перевозок зерна.

Показатель EBITDA Линейно-логистического дивизиона увеличился на 83 %, или на 1 050 млн руб., благодаря оптимизации ротации внешнеторговых перевозок на линиях из Китая и Кореи и оптимизации работы линий на Балтике. В каботажных перевозках удалось добиться улучшения финансовых результатов практически на всех направлениях. Объем интермодальных перевозок увеличился благодаря сокращению сроков обработки грузов на всех технологических участках перевозки за счет ускоренного оформления транзита, повышения оборачиваемости вагонов, введения электронного документооборота.

Показатель EBITDA Морского дивизиона вырос на 112 млн руб., или на 17 %, благодаря доходам от антарктической экспедиции, от работы по контракту с Минобороны России и увеличению эффективности флота в связи с его обновлением.

Амортизация
Показатель, млн руб. 2018 2019 Динамика, %
Портовый дивизион 639 678 6
Железнодорожный дивизион 1 225 1 945 59
Линейно-лoгистический дивизион 107 285 166
Морской дивизион 429 459 7
Бункеровочный дивизион
Внедивизиональная группа 80 118 47
Группа FESCO 2 480 3 485 41

Амортизационные отчисления увеличились на 41 % и составили 3 485 млн руб. против 2 480 млн руб. в 2018 году в результате применения нового стандарта по аренде МСФО (IFRS) 16, который вступил в силу в 2019 году.

Прибыль/(убыток) от операционной деятельности

Прибыль от операционной деятельности составила 8 304 млн руб. против 8 334 млн руб. в 2018 году.

Прочие финансовые расходы

Прочие финансовые расходы составили (7 373) млн руб. против (441) млн руб. в 2018 году. Основными причинами увеличения прочих финансовых расходов являются курсовая разница и начисление процентных расходов в соответствии с новым стандартом МСФО (IFRS) 16.

Доля в прибыли объектов инвестирования

Доля в прибыли объектов инвестирования, учитываемых методом долевого участия, снизилась до 77 млн руб. против 1 662 млн руб. в 2018 году за счет выбытия доли ПАО «ТрансКонтейнер» в октябре 2018 года.

Прибыль/(убыток) до налогообложения

Прибыль до налогообложения за 2019 год составила 740 млн руб. против 9 954 млн руб. в 2018 году.

Расходы по налогу на прибыль
Показатель, млн руб. 2018 2019 Динамика, %
Начисление текущего налога
Текущий налог на прибыль за отчетный период 2 447 2 292 (6)
Начисление отложенного налога
Возникновение и восстановление временных разниц 498 290 (42)
Итого расходы по налогу на прибыль 2 945 2 582 (12)

Расходы по налогу на прибыль снизились на 12 %, до 2 582 млн руб. против 2 945 млн руб. в 2018 году. Текущий налог на прибыль за отчетный период снизился на 6 % до 2 292 млн руб. против 2 447 млн руб. в 2018 году, главным образом в результате снижения финансового результата Железнодорожного дивизиона.

Чистая прибыль/(убыток)

Убыток составил (1 842) млн руб. при прибыли 7 009 млн руб. за 2018 год.

Долговые обязательства
Показатель, млн руб. 31.12.2018 EBITDA 31.12.2019 EBITDA
(Денежные средства) (3 313) (0,3х) (1 232) (0,1х)
Займы и обязательства по операциям финансовой арендыВ займах и обязательствах не учитываются обязательства по операционной аренде, поэтому для расчета коэффициентов также используется показатель EBITDA без учета влияния эффекта от применения стандарта МСФО (IFRS) 16. 45 647 4,7х 39 294 3,8х
Краткосрочные 4 695 6 659
Долгосрочные 40 952 32 635
Итого чистый долг 42 334 4,4х 38 062 3,7х

Структура обязательств FESCO на 31 декабря 2019 года:

  • 32 632 млн руб. – ​обязательства по кредитам и займам;
  • 6 410 млн руб. – ​обязательства по лизингу;
  • 252 млн руб. – ​обязательства по российским биржевым облигациям серий БО‑01 и БО‑02.

Чистый долг снизился до 38 062 млн руб. с 42 334 млн руб. по состоянию на 31 декабря 2018 года.

Коэффициент «Чистый долг / EBITDA» по состоянию на 31 декабря 2019 года снизился до уровня 3,7х (без учета МСФО (IFRS) 16).

Капитальные затраты

Величина капитальных затрат составила 3 838 млн руб., из которых 96 % приходится на Портовый, Морской и Железнодорожный дивизионы FESCO.

На Портовый дивизион пришлось 46 %, или 1 749 млн руб., капитальных затрат FESCO, основную часть из которых составили инвестиции в инфраструктуру порта в размере 883 млн руб. и в крановое оборудование и механизацию размере 754 млн руб.

На Морской дивизион пришлось 25 %, или 979 млн руб., капитальных затрат. Состав флота FESCO в 2019 году пополнился двумя контейнеровозами ледового класса вместимостью по 822 TEU: «ФЕСКО Магадан» и «ФЕСКО Монерон». Стоимость судов – 701 млн руб. Затраты на ремонт судов в сухом доке – 275 млн руб.

На Железнодорожный дивизион пришлось 25% или 959 млн, капитальных затрат за счет приобретения и ремонта колесных пар.

Capex в разбивке по дивизионам за 2019 год (общая сумма – ​3 838 млн руб.), %
Capex в разбивке по дивизионам за 2019 год (общая сумма – ​3 838 млн руб.), %
Источник: данные Компании