Управление рисками
Система управления рисками
В 2019 году ПАО «ДВМП» продолжило развивать систему управления рисками (далее – СУР). Для усиления работы в данном направлении были проведены следующие мероприятия, направленные на повышение эффективности управления рисками и внедрение полноценного риск-ориентированного подхода при принятии решений:
- разработано и утверждено Положение по управлению рисками ПАО «ДВМП»;
- отобраны риск-эксперты из числа сотрудников Компании;
- начата промышленная эксплуатация автоматизированной базы данных по рискам.
Этап | Процесс | Участник СУР |
---|---|---|
Идентификация риска | Первичное определение рисков в бизнес-процессах | Все сотрудники Компании |
Подтверждение риска | Риск-эксперт | |
Создание паспорта риска, в том числе определение: • бизнес-процесса; • вида риска; • владельца риска; • ответственного за оценку; • риск-координатора | Риск-эксперт; владелец риска | |
Оценка риска | Оценка вероятности и последствий (качественная либо количественная) | Владелец риска |
Утверждение паспорта риска | Риск-эксперт; главный риск-менеджер | |
Разработка мероприятий по управлению риском | Разработка плана мероприятий, определение индикаторов и лиц, ответственных за их мониторинг | Владелец риска |
Утверждение плана мероприятий по управлению риском | Главный риск-менеджер | |
Мониторинг и отчетность | Формирование ежеквартального отчета по управлению рисками, в том числе: • заполнение значений индикаторов; • статус выполнения мероприятий; • обновление значений оценки риска | Ответственный за мониторинг |
Утверждение отчета по управлению рисками | Владелец риска | |
Формирование карты рисков | Главный риск-менеджер |
Для повышения эффективности системы управления рисками в 2019 году была запущена в промышленную эксплуатацию автоматизированная база данных по рискам. Автоматизированы автоматизированы первые три этапа СУР, автоматизация четвертого этапа запланирована на 2020 год.
Согласно политике Компании консолидированная корпоративная карта рисков Группы FESCO ежегодно рассматривается Правлением и Комитетом Совета директоров по аудиту, а затем представляется на рассмотрение и утверждение Совету директоров ПАО «ДВМП».
Корпоративная карта рисков FESCO включает:
- оценку реализовавшихся рисков;
- оценку вероятности достижения целевых показателей бюджета в случае реализации рисков;
- прогноз потерь в результате реализации рисков при позитивном и негативном сценарии;
- анализ произошедших изменений в системе управления рисками.
Утвержденная карта рисков доводится до сведения руководства Компании и структурных подразделений, ответственных за выполнение мероприятий по управлению рисками.
Группа FESCO осуществляет непрерывный процесс идентификации рисков и их мониторинг, оценивает эффективность мероприятий по управлению рисками, используя в том числе возникающие возможности для развития бизнеса и повышения стоимости Компании. При этом Группа FESCO доводит до сведения акционеров и регуляторов обоснованную позицию о том, что часть рисков, которые могут существенно повлиять на финансовый результат и стоимость Компании, не поддается управлению.
Описание существенных рисков
Описание | Оценка последствия / вероятность | Комментарий | Управление рисками |
---|---|---|---|
Финансовые риски | |||
Из финансовых рисков наибольшую материальность для Группы имеет риск ликвидности и кредитные риски. Остальные финансовые риски не оказывают значительного влияния на бизнес Компании | Высокая/низкая | В 2019 году данный риск не реализовался. Риск переходит на 2020 год, и его вероятность повышается | Основой для управления рисками ликвидности является Бюджет движения денежных средств Компании, по которому проводится краткосрочное и среднесрочное планирование. Управление кредитными рисками осуществляется с помощью системы лимитов на возникающую дебиторскую задолженность и анализа рисков при заключении договора с контрагентом |
Коммерческие риски | |||
Коммерческие риски для Группы FESCO представляют собой риск убытков по причине нестабильности как внешней среды (спрос, действия конкурентов, изменения рынка и т.д.), так и внутренней (качество, цена предоставляемых услуг и т.д.) | Высокая/средняя | В 2019 году данные риски не оказали существенного влияния на производственный результат Группы. В 2020 году риск сохраняется ввиду волатильности рынков присутствия Группы FESCO, а также роста макроэкономических рисков, особенно мировых | Для минимизации коммерческих рисков Группа FESCO проводит взвешенную ценовую политику, предоставляя скидки и преференции надежно зарекомендовавшим себя контрагентам. Основная цель при управлении коммерческими рисками – выстраивание долгосрочных партнерских отношений с контрагентами для повышения финансовой устойчивости Компании в неблагоприятных экономических условиях. Дополнительно проводится оптимизация внутренних бизнес-процессов с целью максимально эффективного реагирования на изменения рыночной конъюнктуры |
Политические риски | |||
Политические риски связаны с проводимой внутренней политикой государств – регионов присутствия Группы, от которых зависит деятельность компаний Группы и которые могут оказать негативное влияние на функционирование бизнеса Группы | Средняя/средняя | Последствия реализации данного риска в 2019 году оцениваются в целом как незначительные | Компания строит свою деятельность на основе строгого соответствия действующему законодательству Российской Федерации и постоянно отслеживает затрагивающие ее изменения. Компания способна оперативно корректировать свою деятельность, а также стремится к конструктивному диалогу с регулирующими органами в вопросах нормативно-правового соответствия |
Операционные риски | |||
Группа FESCO владеет значительными транспортными активами (вагоны, контейнеры, суда), поэтому управление операционными рисками ввиду их значительного количества является одним из приоритетных направлений деятельности в 2019 году | Средняя/высокая | Последствия реализации данного риска в 2019 году оцениваются в целом как незначительные. В 2020 году риск сохраняется | Для минимизации операционных рисков Группы FESCO модернизирует контейнерные терминалы, инвестирует в ремонт и в покупку нового оборудования, оптимизирует структуру перевозок, совершенствует систему качества управления и контроля |