Портовый дивизион

Портовый дивизион

ПАО «Владивостокский морской торговый порт» (ВМТП) является крупнейшей стивидорной компанией на Дальнем Востоке России, а также ключевым звеном логистической цепочки услуг FESCO, позволяя предоставлять клиентам услуги интермодальных перевозок.

Обзор рынка

В 2019 году грузооборот морских портов России достиг 840 млн т и вырос на 2,9 % против 817 млн т в 2018 году, в очередной раз обновив свой исторический максимум. Положительная динамика российской стивидорной отрасли наблюдается с конца 1990-х годов, и в период с 2014 года объем перевалки в российских морских портах увеличился на 31 %.

Объемы перевалки грузов в портах Российской Федерации за 2014–2019 годы, млн т
Объемы перевалки грузов в портах Российской Федерации за 2014–2019 годы, млн т
Источник: Морцентр-ТЭК
Структура перевалки грузов в портах Российской Федерации по направлениям следования, млн т
Структура перевалки грузов в портах Российской Федерации по направлениям следования, млн т
Структура перевалки грузов в портах Российской Федерации по направлениям следования, %
Структура перевалки грузов в портах Российской Федерации по направлениям следования, %
Источник: АМТП
Бассейны России по объемам перевалки грузов, млн т
Бассейны России по объемам перевалки грузов, млн т
Доли бассейнов в общем объеме перевалки грузов, %
Доли бассейнов в общем объеме перевалки грузов, %
Источник: Морцентр-ТЭК

Доля Дальневосточного бассейна, основного региона присутствия FESCO, в общем грузообороте российских портов в 2019 году увеличилась до 25,4 % против 24,6 % в 2018 году. Дальневосточный бассейн продемонстрировал наибольший прирост грузооборота и составил 213,5 млн т (+6,5 %) против 200,6 млн т в 2018 году, из которых 135,3 млн т приходится на перевалку сухих грузов и 78,2 млн т – на наливные грузы.

Сухие грузы

Из общего грузооборота Дальневосточного бассейна объем перевалки сухих грузов составил 135 млн т (+7,8 %). Основной прирост наблюдался в сегменте тарно-штучных грузов, грузов на паромах, руды и угля. Наибольшее снижение продемонстрировали лесные грузы и металлолом.

Динамика перевалки ключевых грузов Дальневосточного бассейна (изменение в 2019 году к 2018 году (за исключением контейнеров)), %
Динамика перевалки ключевых грузов Дальневосточного бассейна (изменение в 2019 году к 2018 году (за исключением контейнеров)), %
Источник: данные АСОП.

Контейнерные грузы

ВМТП укрепил позиции в тройке лидирующих стивидорных компаний России по перевалке контейнеров.

Объем перевалки контейнеров в ключевых портах Приморского края в 2019 году вырос на 6 % – до 1,4 млн TEU против 1,3 млн TEU в 2018 году. Среди основных игроков Приморского края ВМТП показал наибольший прирост, увеличив грузооборот на 13 %, до 625 тыс. TEU против 551 млн TEU в 2018 году, тем самым нарастив долю на рынке до 44 %.

Контейнерооборот крупнейших контейнерных терминалов Российской Федерации, тыс. TEU
Контейнерооборот крупнейших контейнерных терминалов РФ, тыс. TEU
Источник: данные АСОП.
Доля ключевых стивидорных игроков Приморского края, %
Доля ключевых стивидорных игроков Приморского края, %
Источник: расчет Компании.
Активы

Портовый дивизион владеет и управляет терминалом во Владивостоке, предлагая стивидорные услуги, хранение грузов, аренду складских помещений и прочие портовые услуги. Порт Владивосток имеет прямой выход на Транссиб и автодорожные магистрали.

ВМТП расположен на северо-западе Владивостока и имеет круглогодичную навигацию благодаря выгодному географическому положению в незамерзающей бухте Золотой Рог в Японском море. Порт позволяет FESCO обслуживать торговые потоки между Азией и Европой, обеспечивая транспортировку контейнерных и генеральных грузов.

Площадь Порта составляет 737,5 тыс. кв. м и включает 15 причалов общей протяженностью 3,2 км с максимальной глубиной 15 м. Портовый дивизион управляет различными видами терминальных мощностей во Владивостоке, включая терминалы для автомобильной техники, генеральных грузов, нефти, контейнеров и скоропортящихся грузов.

Мощность терминалов ВМТП по перевалке в год:

  • 5,6 млн т – генеральные грузы и нефтепродукты;
  • 642 тыс. TEU – контейнеры.

В распоряжении ВМТП имеется 49 подъемных кранов грузоподъемностью от 16 до 100 т, грузоподъемники, тягачи, ричстакеры, а также фронтальные ковшовые и вилочные погрузчики.

В рамках программы модернизации производственных мощностей ВМТП заключил договоры на поставку:

  • портального крана Liebherr LPS 420 грузоподъемностью 124 т;
  • четырех новых портальных кранов «Витязь» грузоподъемностью до 63 т каждый и с максимальным вылетом стрелы до 40 м. Данная техника предназначена для обработки грузов различной номенклатуры на универсальном терминале. Новые краны позволят увеличить производительность труда, сократить время погрузки и выгрузки, повысив скорость обработки на 15–20 % по сравнению с текущими показателями.

Автопарк портовой техники в 2019 году увеличился на 23 единицы: это терминальные тягачи, ричстакеры и новые вилочные погрузчики компании Sany грузоподъемностью 46 т, которые ранее не применялась в портах Дальнего Востока России.

Помимо инвестиций в техническое оснащение порта, ВМТП отремонтировал и провел реконструкцию дорожного и причального покрытий общей площадью 71 тыс. кв. м, благодаря чему была увеличена складская площадь универсального терминала.

Услуги

ВМТП – это многофункциональный портовый оператор, который работает с различными видами грузов, включая контейнерные, сборные, навалочные и генеральные грузы, машины и большегрузные автомобили, а также нефтепродукты.

Портовый дивизион оказывает стивидорные, сюрвейерские и транспортно-экспедиционные услуги, включая погрузку/разгрузку судов, вагонов и грузовых автомобилей; перевозку грузов в складские помещения; сортировку, перетарку и маркировку грузов; услуги по хранению грузов; взвешивание и измерение; документальное сопровождение получаемых и отправляемых грузов; а также лоцманские услуги, экспедирование и таможенное оформление.

Клиенты

Клиентами Портового дивизиона FESCO являются крупные шипинговые компании, экспортеры и импортеры продукции: EAST METALS AG, АО «Сибирский Антрацит», Maersk, CMA CGM, APL Co., ООО «Хендэ Мерчант Марин Владивосток», MMK Trading AG, Sinokor Merchant Marine Co., LTD и KOREA MARINE TRANSPORT CO.

Структура грузов, обработанных в ВМТП в 2019 году, %
Структура грузов, обработанных в ВМТП в 2019 году, %
Источник: данные Компании.
Операционная деятельность

По итогам 2019 года ВМТП продемонстрировал улучшение ключевых операционных показателей по всем направлениям деятельности. Объем перевалки грузов достиг рекордного значения за всю историю порта и составил 11,5 млн т, что на 10,5 % превышает предыдущий рекордный показатель 2018 года. Рост наблюдался по всем видам грузов.

Основные операционные показатели Портового дивизиона
Показатель 2016 2017 2018 2019 Изменение 2019/2018, %
Перевалка контейнеров, тыс. TEU 330 468 551 625 13
Перевалка генеральных грузов, тыс. т 2 083 2 989 4 907 5 130 5
Перевалка нефтепродуктов, тыс. т 388 299 376 396 5
Перевалка средств транспорта, тыс. ед. 25 38 60 77 28

Контейнеры

Доля рынка ВМТП в перевалке контейнеров на Дальнем Востоке России выросла на 3 п. п. в сравнении с 2018 годом и достигла рекордных 44 %. Объем перевалки контейнеров увеличился на 13 % и составил рекордные 624 519 TEU против 550 977 TEU в 2018 году. Основной рост на 17 % отмечен в сегменте перевалки импортных и экспортных грузов: в данных сегментах вырос объем обработки как груженых, так и порожних контейнеров. Для контейнеров, отправляемых в каботажном направлении, увеличение составило 1 % к уровню 2018 года.

Генеральные и навалочные грузы

Объем перевалки навалочных и генеральных грузов вырос на 5 %, до 5 130 тыс. т против 4 907 тыс. т в 2018 году. Значительный рост продемонстрировали сегменты обработки чугуна и строительных грузов (+8 и +41 % соответственно), а сокращение объема перевалки листовой стали (-52 %) было компенсировано ростом объемов перевалки слябов (+70 %).

Нефтепродукты

Нефтебаза ВМТП обработала 396 тыс. т нефтепродуктов (+5 %) против 377 тыс. т в 2018 году.

Средства транспорта

Перевалка автомобилей и техники выросла на 27,6 %, до 77 023 единиц против 60 363 единиц в 2018 году. Рост объемов произошел в результате повышенного спроса на автомобили в 2019 году, который был обусловлен планируемым вводом Свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС), и привлечения новых клиентов. Для увеличения скорости обработки грузов растущего объема были расширены производственные площади автомобильного терминала за счет аренды площадей универсального терминала.

Всего в 2019 году ВМТП обработал 2 009 судов против 1 989 судов в 2018 году. Среднесуточная производительность при обработке флота составила 31,56 тыс. т (+10,5 %) против 28,69 тыс. т в 2018 году. На железнодорожном направлении ВМТП обработал 201 тыс. единиц подвижного состава (+12 %) против 179 тыс. единиц в 2018 году. Среднесуточная обработка вагонов составила 549 единиц против 491 единицы в 2018 году.